Мусорная реформа должна осчастливить граждан, но они в это не верят
В Москве почтенной публике представили документ, который должен был стать отражением позиции российского общества по вопросам мусорного кризиса, но он оказался пустышкой
Доклад «Анализ эффективности мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов и предложения по обеспечению учета мнения граждан РФ при строительстве объектов для переработки указанных отходов» был подготовлен во исполнение декабрьского поручения президента России. Участие в его составлении приняли Общественная палата, Совет по правам человека и развитию гражданского общества при президенте, Народный фронт «За Россию» (ОНФ) и другие.
Эксперты: Мусоросжигательные заводы отравят всю Московскую область
Его авторы утверждают, что так называемые «территориальные схемы по обращению с отходами» должны быть как можно скорее внедрены в стране. А потом, по словам главы ОНФ Ольги Тимофеевой, все будет «дорабатываться в ручном режиме». В то же время авторы доклада призывают к пересмотру этих территориальных схем, чтобы укрупнить объекты по переработке и размещению отходов и создать экотехнопарки.
Экологи опасаются, что в докладе «экотехнопарками» названы мусоросжигательные заводы (МСЗ) и мусоросортировочные комплексы, построенные по устаревшим опасным технологиям. Из проектной документации уже видно, что МСЗ, которые планируется запустить уже через три-четыре года в Московской области, будут иметь три степени очистки выбросов вместо шести. Ведь самое дорогое оборудование на любом МСЗ — это фильтры, и именно их на «новых» заводах будет меньше, чем на аналогах в европейских странах. Однако при этом, по заключению независимых экспертов, стоимость российских заводов будет равна стоимости швейцарских.
Фото: Kroshanosha / Shutterstock.com
Территориальная схема Московской области, одна из самых скандальных, вместо внедрения полноценного раздельного сбора отходов, о котором в конце прошлого года был принят федеральный закон, предполагает строительство в Московской области четырех новых МСЗ, в том числе в Ногинском и Воскресенском районах. А ведь на этом же направлении на территории Москвы находится уже действующий и работающий по устаревшей технологии МСЗ №4 в самом центре жилой застройки, а всего в нескольких десятках километров от него — огромный полигон Тимохово, вмещающий 1,15 млн тонн отходов ежегодно и, по отзывам местных жителей, смердящий не меньше печально известного Кучино. Два других МСЗ будут построены в Наро-Фоминском и Солнечногорском районах. Везде люди выступают категорически против этих опасных объектов.
Обманом и силой: Подмосковье заставят жить у мусоросжигательных заводов
Общественное обсуждение региональной территориальной схемы в области состоялось в феврале 2018 года (оно было организовано в виде сбора мнений в электронном виде). Однако, как отметила Ольга Тимофеева, сами схемы были приняты за два года до этого.
Что же получается? Все обсуждения этой схемы с населением были просто фикцией? Очевидным фарсом были и скандальные слушания по каждому из заводов, на последнем из которых в Ногинском районе Московской области дело дошло до рукоприкладства, а часть жителей и СМИ вообще не попали в зал заседаний. В своем комментарии Царьграду Ольга Тимофеева пояснила, что такая ситуация сложилась из-за отсутствия процедур проведения слушаний, которые были утверждены только во второй половине сентября, то есть сразу после проведения слушаний по всем областным объектам мусоросжигания.
Доклад представлен сразу после признания всех слушаний по планируемым мусоросжигательным заводам состоявшимися. Такая насмешка над гражданами и признание неэффективности данных организаций как работоспособных институтов общественного регулирования и контроля. Это хорошая мина при плохой игре,
— комментирует ситуацию Царьграду Анна Дмитриева, активист группы «STOPВыброс» и координатор движения «Экологика».
Атмосфера недоверия
На этом фоне не слишком уместной выглядит растерянность авторов доклада из-за протестов населения против новых мусорных объектов.
«Сейчас у нас атмосфера недоверия ко всему: к мусоросжигательным заводам, к новым технологиям. Дело зашло очень далеко. Как вернуть доверие людей? Это сложная и теперь уже политическая проблема. Даже я бы не вышел к возмущенным гражданам, потому что мне бы они тоже не поверили, и я не знаю людей в стране, которых можно было бы выставить перед возмущенными гражданами, и им бы поверили. Я считаю, что если есть жесткое отношение к каким бы то ни было решениям, мусоросжигательным заводам, то надо, конечно, притормозить их размещение», — пояснил Царьграду Валерий Фадеев, секретарь Общественной палаты РФ.
Большая часть людей, которые выходили, просто не понимают, что происходит, почему происходит, по каким технологиям это делается,
— такое мнение о ситуации с общественным неприятием территориальной схемы обращения с отходами выразила Ольга Тимофеева.
Фото: KlavdiyaV / Shutterstock.com
Губительный, по мнению экологов, антимусорный план, основанный на текущих территориальных схемах обращения с отходами, недоверия к которому авторы доклада не выразили, предполагается реализовать под красивым названием «Чистая страна».
Реализация программы "Чистая страна" закрепляет ситуацию, при которой переработка отходов в нашей стране развиваться не будет. А размеры полигонов будут сокращаться лишь за счет сжигания по-прежнему практически несортированного мусора,
— говорит Анна Дмитриева.
Региональные власти негодуют: мы с трудом согласовываем мусоросортировочные комплексы. Об этом заявлял ранее теперь уже бывший министр экологии Московской области Александр Коган в интервью СМИ Наро-Фоминска. Почему так происходит?
Впервые в России горожане судятся с мусорным заводом
Жители часто не видят разницы между мусороперерабатывающим, мусоросжигательным или мусоросортировочным заводами. И это неудивительно. Ведь в СМИ мусоросжигание обычно называют мусоропереработкой. А мусоросортировочные комплексы вполне могут быть составной частью мусоросжигательных заводов. Без изучения проектной документации разобраться, что именно собираются построить, практически невозможно. Также ни для кого не секрет, что иной раз вместо мусороперерабатывающих комплексов в Подмосковье вообще возникают обычные свалки. Как это было в Рузском районе, в Щелканово, где жителям сначала обещали мусороперерабатывающий завод, затем заговорили о временном размещении мусора, а по факту в карьере возникла и разрастается свалка.
Получается, подмена понятий, предпринимаемая ради продвижения мусоросжигания и новых свалок руководителями Московской области, обернулась проблемой для них самих.
МСЗ — опасный шаг назад
Жители регионов, где планируются МСЗ, и активисты обеспокоены продвижением опасных технологий сжигания и отсутствием экономического стимулирования вовлечения бизнеса в отрасль переработки отходов, а также социально ориентированных программ по участию населения в РСО. При этом одним из основных принципов государственной политики по обращению с отходами в РФ декларируется «использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот» (ФЗ №89)». Об этом говорится в манифесте инициативной группы «STOPВыброс» о пропаганде мусоросжигания.
Фото: Lane V. Erickson / Shutterstock.com
МСЗ — это мощный источник крайне вредных веществ, в том числе диоксинов, которые накапливаются в организме, зачастую приводят к онкологии и в целом наносят ущерб здоровью. Нет данных о том, что какая-либо технология мусоросжигания полностью исключает образование этих веществ в горящем несортированном мусоре. Главная опасность заключается в сжигании популярного пластика из ПВХ и других опасных полимеров, а также влажных отходов (с остатками пищи), когда достичь высоких температур, в какой-то мере, вероятно, уничтожающих вредные выбросы, невозможно.
Новые данные ВОЗ: Смертность от рака и ее возможные экопричины
Разработчики заводов и чиновники уверяют жителей, что современные МСЗ, действующие в Европейском союзе (ЕС), не выделяют диоксины. Однако в ЕС уже использовались предлагаемые сейчас для Московской области технологии, при этом в основном там сжигался отсортированный мусор. В 2017 году было выпущено коммюнике по вопросам отходов, в котором Европейская Комиссия рекомендовала регионам Евросоюза наложить мораторий на строительство новых мощностей МСЗ, даже тех, которые имеют шесть (а не три, как у нас) степеней очистки, и где происходит еженедельная замена фильтров.
Экологи во всем мире (и Россия — не исключение) видят перспективы в поддержке и развитии раздельного сбора отходов и рециклинга, а не в строительстве опасных и дорогостоящих МСЗ. Подсчитано, что лишь в одной Московской области действует более 400 предприятий по переработке отходов и все они испытывают дефицит сырья, потому что не могут самостоятельно организовать сбор необходимого объема вторичных ресурсов. Все эти ресурсы лежат и испускают зловонные запахи на свалках или сжигаются на заводах, загрязняя воздух, воду и организмы людей. Авторы доклада по поручению президента, к сожалению, не смогли продемонстрировать обществу, что эта ситуация кардинально изменится в ближайшем будущем.