НАТО неделю ловит русскую подлодку. Под прицелом лучший авианосец США: Офицеры считали сигнал. Смешно уже не будет
Интересные события разворачиваются в Норвежском море, где силы трёх стран НАТО почти неделю ищут нашу подводную лодку. На операции уже решили попиариться британцы, и в целом ситуация может выглядеть как иллюстрация к известной шутке Михаила Задорнова об американцах. Но есть нюанс. Какие уроки из происходящего на самом деле следует извлечь России?
Британские СМИ сообщают, что напряжённые поиски русской субмарины ведутся с прошлого воскресенья, и уточняют, что происходящее не является "учебной тревогой".
Официальный представитель ВВС Великобритании заявил, что с британской стороны в операции участвуют противолодочные самолёты P-8 Poseidon, которые взлетают с авиабазы Лоссимаут в Шотландии.
Американцы задействовали патрульные самолёты, которые базируются в Исландии. Им в помощь отправлены дополнительные силы из Сицилии — возможно, речь идёт о беспилотниках большой продолжительности полёта RQ-4 Global Hawk.
К охоте за русской подлодкой подключилась и Норвегия, самолёты морской авиации которой совершили несколько вылетов. Участие не сильно активное, но норвежцы вылетают с авиабазы Эвенес, расположенной за полярным кругом вблизи города Нарвика, что позволяет им контролировать пути отступления нашей подводной лодки в Баренцево море — вплоть до берегов архипелага Шпицберген и Гренландии. Кроме того, Норвегия задействовала в операции противолодочный фрегат "Сомерсет", который вместе с другими надводными кораблями НАТО патрулирует северный участок района поисков.
Сообщалось, что к среде союзные силы провели более 27 поисковых полётов, в ходе которых противолодочные самолёты несколько раз прочесали район наиболее вероятного местонахождения нашей лодки.
Причина этой активности связана с проведением учений новейшего американского авианосца "Джеральд Форд" стоимостью более 13 миллиардов долларов, которому наша подлодка якобы создала угрозу своим присутствием.
Общие контуры поисковой операции, по данным открытых источников. Источник: dailymail.co.uk
Примечательно, что до сих пор не понятно, была ли на самом деле русская подводная лодка в районе учений, или же натовская авиация ловит чёрную кошку в пустой тёмной комнате. Однако риторика англосаксов предельно воинственная.
НАТО демонстрирует, что контролирует ситуацию. Либо они уже обнаружили подводную лодку или подводные лодки и контролируют её, либо она ещё не у них и им нужно её захватить,
— заявил журналистам бывший командир британской подводной лодки Райан Рэмси.
Не менее бодро высказался и бывший командующий ВМС США Том Шарп.
Похоже, они обнаружили российскую подводную лодку и обстреливают её. Это как бы говорит России: мы тебя видим,
— заявил Шарп.
В общем, очередное "хайли-лайкли" (highly likely — словосочетание, ставшее символом бездоказательного вранья при намерении в очередной раз обвинить Россию и русских в чём-нибудь ужасном): русские то ли есть, то ли их нет, но они точно создали угрозу.
"Ну, тупые"?
Действительно, на первый взгляд (да ещё с позиции сухопутного человека) происходящее выглядит как переполох в курятнике, и, кажется, самое время шутить очередную задорновскую шутку про американцев, писать бодрый репортаж о том, как ловко наши подводники их напугали, какие замечательные у нас подводные лодки. Прицепом вспомнить пару-тройку клише тридцатилетней свежести о том, что субмарины проекта 636.3 "Варшавянка" в НАТО прозвали "чёрной дырой" из-за того, что якобы не могут их обнаружить. Ну и пройтись далее по всем пунктам "переможного" меню и "аналоговнетных" сказок эпохи парадов и танкового биатлона.
Вот только опыт последних трёх лет СВО и судьба нашего Черноморского флота немного сбивают настрой на бесшабашное веселье.
В реальности охота за вражескими подводными лодками во время своих учений — неотъемлемая часть любых морских манёвров. Наш флот точно так же поднимает морскую авиацию и пытается найти чужие субмарины во время своих учений, как это сейчас делают американцы с британцами.
Так уж сложилось, что у военных моряков принято считать, что обнаруженная неприятельская подводная лодка условно приравнивается к утопленной, а необнаруженная — к утопленным своим кораблям и субмаринам.
Противолодочные самолёты Ту-142 и Ил-38 ищут подлодки противника в ходе учений "Океан-2024". Источник: ТГ-канал Минобороны России
Такие вот специфические военно-морские традиции. И с этой точки зрения враг действует предельно логично: с полным вложением сил и средств отрабатывает поиск и уничтожение нашей подводной лодки, вышедшей в критически важную для них акваторию. Есть она в реальности или нет, не имеет никакого значения: боевая подготовка идёт с максимальной серьёзностью и обязательно пригодится врагу, если дело дойдёт до реальной войны.
Мы обязаны за ними присматривать
Военный эксперт, капитан первого ранга запаса, не видит в происходящем ничего смешного.
Любые учения такого плана [важны], особенно когда задействованы такие силы, как авианосец, а его прикрывает ещё целая рать кораблей, включая норвежские, британские. Вполне вероятно, что там подводные лодки находятся. Не вероятно, а скорее всего американские и британские многоцелевые лодки находятся. И мы должны знать обстановку. Потому что это зона ответственности Северного флота, и мы обязаны присматривать. И они присматривают во время наших учений. Такая работа у всех сейчас,
— пояснил Дандыкин в разговоре с Царьградом.
При этом военный эксперт подчеркнул, что происходящее и для наших подводников, и для их противников является не рутинной работой, а выполнением боевой задачи.
Снимают параметры, и если определяют подводную лодку, то это огромный успех. Потому что её параметры фиксируются и сохраняются в базе данных. Каждый надводный корабль, если где-то подводную лодку обнаружил, установил с ней контакт — то это успех экипажа, награда командиру и всем остальным. Так было и так остаётся. Но вот наши ребята работают так, чтобы их никто не определил. Я думаю, что там работают и наши подводники, и наша авиация где-то там находится. И корабли надводные, если необходимость такая.
По словам нашего собеседника, противник у наших подводников крайне серьёзный и в условиях войны — весьма опасный.
"Посейдон" — очень серьёзный противник в части морской авиации и особенно в части противолодочной авиации. Это самолёты на базе гражданского "Боинга-737", только начинённые всяким противолодочным оборудованием, включая оружие и гидроакустику. При пролёте он сбрасывает гидроакустические буи и с их помощью контролирует ситуацию под водой. Это серьёзный противник, которого мы знаем,
— пояснил Дандыкин.
У англичан ружья-то кирпичом не чистят…
Компетентные люди ранее отмечали, что британцы и американцы намного серьёзнее нас относятся к полномасштабным тренировкам и проводят их в условиях максимально приближённых к боевым. В частности, британский флот практикует "четверговые стрельбы" (Thursday War), в ходе которых надводные корабли отражают массированные удары ложными целями, имитирующими атаки крылатыми ракетами, идущими на минимальной высоте. Также отрабатывается борьба с пожарами, затоплениями и прочие мероприятия по обеспечению живучести поражённого корабля. Американские подводники регулярно проводят подлёдные стрельбы торпедами в сложной гидрологической обстановке.
Для сравнения, наш флот годами ради экономии средств проводил "электронные" пуски торпед, а надводные корабли учились отражать налёты крылатых ракет, сбивая единичные цели на высотах в сотни метров (реальная высота полёта крылатой ракеты составляет 5–7 метров над поверхностью моря). Судьба флагмана Черноморского флота ракетного крейсера "Москва" стала логичным и закономерным результатом такого подхода.
У нас вообще никогда не проводилось торпедных стрельб в Арктике, подо льдом с включёнными системами самонаведения. При этом наши "партнёры" проводят там ежегодные противолодочные учения с групповым применением субмарин и отстрелом до двух десятков торпед на одну подлодку. И пока мы в Арктике фактически занимаемся "патрулированием с элементами фитнеса", противник отрабатывает там жёсткую боевую подготовку, находясь в готовности к немедленному уничтожению наших подлодок с получением приказа,
— объясняет разницу в нашем и американском подходах капитан 3-го ранга запаса Максим Климов.
В сухом остатке
Впрочем, кто куда какими торпедами стреляет — это тонкости, которые интересны только ограниченному кругу экспертов. Если же смотреть на нынешнюю активность НАТО в Норвежском море, то можно сделать намного более широкий и, возможно, более важный вывод: эти учения в очередной раз показывают, как работает собранный против нас военный механизм: сухопутные вооружённые силы, авиация и флоты разных стран органично дополняют друг друга. И даже небольшие государства, не имеющие крупных сил, вносят важный вклад в способность альянса бороться с нами, размещая на своей территории военные базы и обеспечивая войска более сильных союзников всем необходимым.
Хрестоматийный в этом плане пример — Норвегия: с момента распада СССР и до начала СВО страна сократила свои вооружённые силы с 13 до 4 бригад, число военнослужащих снизилось с 19 до 7,5 тысячи человек, а танков — с 200 до 36. При этом норвежцы сохранили авиацию, которая почти полностью состоит из истребителей-бомбардировщиков F-35, и военно-морские силы, которые полностью заточены под противодействие нашему Северному флоту — начиная от размещения на фрегатах пусковых установок МК-41 (что даёт небольшим корабликам возможность сбивать наши стартующие межконтинентальные баллистические ракеты) и заканчивая подразделениями, возможно, лучших в мире подводных диверсантов, чьё предназначение — уничтожать русскую донную инфраструктуру, открыв с началом войны американским подводным лодкам доступ в Баренцево море. То есть государство вражеского блока радикально снизило свои расходы на оборону, но при этом как было его назначение "порогом, об который споткнутся русские", так им и осталось.
https://tsargrad.tv/articles/nato-fedja-nato-polnyj-spisok-vragov-okruzhivshih-rossiju_469176
И именно поэтому Россия ни при каких условиях не может позволить, чтобы Украина была интегрирована в НАТО, будь то через официальное членство или в рамках ныне модной темы "послевоенных гарантий безопасности". Даже небольшие страны, включённые в западную военную машину, представляют для нас большую проблему, так как несмотря на малые размеры и ограниченные ресурсы, каждая из них специализируется на своей задаче и обеспечивает преимущества блока в отдельной локации или сфере. К слову, отсюда же следует, что России рано или поздно придётся закрывать не только украинский, но и прибалтийский вопрос, а возможно, ещё и молдавский. Так что с завершением СВО ничего не кончится, борьба Запада с Россией лишь выйдет на новый уровень да сменит локацию.