В Архангельске откроют выставку к 135-летию капитана Воронина
Проект, посвящённый арктическому капитану Владимиру Воронину, представят в национальном парке «Русская Арктика» в Архангельске. Воронин был капитаном ряда полярных судов и ледоколов первой половины XX века. По словам начальника отдела сохранения историко‑культурного наследия парка Евгения Ермолова, основой экспозиции стали мемориальные предметы с ледокола «Ермак» — первого в мире арктического ледокола, а также редкие фотографии и документы.
Воронин возглавлял ледокольный пароход «Георгий Седов» во время спасения экспедиции Умберто Нобиле и участвовал в открытии ранее неизвестных островов в Арктике. В 1932 году под его командованием ледокольный пароход «Александр Сибиряков» совершил первый в мире сквозной переход по Северному морскому пути за одну навигацию. Воронин также был капитаном «Челюскина».
Ермолов подчеркнул, что в экспозиции представлены вещи, которыми мог пользоваться Воронин — предметы с ледокола «Ермак». Это самый первый ледокол, он был спущен на воду в 1899 году. Воронин был его капитаном. Вернувшись с «Челюскина» и считаясь одним из главных полярных капитанов, он был назначен на ведущий полярный ледокол и возглавлял его до 1938 года. В 1938 году его назначили капитаном только что спущенного ледокола «Иосиф Сталин».
В экспозиции представлены секстант, штурманский циркуль, барометр, ключ от капитанской каюты, кресло, вероятно из кают‑компании, часы с циферблатом на 24 часа, а также морские шахматы. По словам историка, Воронин любил играть в шахматы. Эти наборы очень маленького формата: в каждом поле сделано отверстие, и фигура вставляется на специальной палочке. Во время качки шахматы не уезжают, партию можно оставить и затем продолжить.
Кроме того, будет показан подлинный комплект формы командного состава Главного управления Северного морского пути. Экспозицию дополнят документы и фотографии из собраний музеев Архангельска и Санкт‑Петербурга, а также кинохроника экспедиций и запись выступления Воронина на Красной площади.
Первая советская станция на Земле Франца‑Иосифа
Экспозиция оформлена в интерьере первой полярной станции на Земле Франца‑Иосифа — «Бухта Тихая». По словам Ермолова, это имеет символическое значение: ледокольный пароход «Георгий Седов» под руководством Воронина смог достичь архипелага раньше норвежской экспедиции благодаря его навыкам как ледового капитана.
«Если бы не его мастерство как навигатора и ледового капитана, если бы он не провёл „Седов“ в 1929 году к Земле Франца‑Иосифа через льды, то не было бы и полярной станции. Возможно, ЗФИ стала бы норвежской, а не советской», — пояснил Ермолов.
По словам Ермолова, в 1930‑е годы Воронин пользовался широкой известностью среди полярников и воспринимался по значимости сопоставимо с космонавтами 1960‑х годов. На «Челюскине» он изначально не хотел идти из‑за качества судна, однако покинул судно последним и был эвакуирован с льдины позже всех.
Память о капитане
В наградном листе капитана от 12 апреля 1945 года отмечалось, что «товарищ Воронин с первых дней Великой Отечественной войны принимал активное участие в обеспечении ввода и вывода союзных и отечественных транспортов в порты Белого моря. За всю свою многолетнюю службу не допустил ни одной аварии».
В 1938 году у Воронина была серьёзная операция. В последующие годы возникли проблемы со здоровьем. В 1940‑е годы медкомиссия выдала ему справку: «Плавать в Арктике можно, но простужаться нельзя». По словам Ермолова, это заключение медкомиссии, и в Арктике соблюсти его непросто.
В рамках проекта планируется демонстрировать различные документы и фотографии, связанные с жизнью и службой Воронина. В экспозицию, в частности, не вошёл снимок, на котором запечатлён вывоз тела погибшего капитана с ледокола. Этот кадр был обнаружен позднее.
Капитан Воронин умер 18 октября 1952 года в ходе сложной проводки. Ледокол «Иосиф Сталин» вёл на буксире лихтер с топливом и оборудованием. 17 октября на мостике у Воронина случился инсульт. Судно направилось к Диксону, но спасти капитана не удалось.
Ермолов рассказал о найденной фотографии: на ней — сплошной лед, на заднем плане далеко виден «Иосиф Сталин». На переднем плане — длинная процессия в метель. Люди держат шапки и несут траурный венок и гроб, покрытый флагом с чёрной полосой. Гроб несли по льду от ледокола до острова Диксон. Затем его доставили самолётом в Архангельск, на Кегостров — аэродром полярной авиации, а потом перевезли в Ленинград, где он завещал быть похороненным.
Именем Воронина названы улицы в Санкт‑Петербурге, Беломорске, Северодвинске, Архангельске, Екатеринбурге и Соколе (Вологодская область). Его имя присвоено Арктическому морскому институту в Архангельске; в Арктике и Антарктике названы мысы, ледники, заливы и бухты. Выставка будет работать в течение года.