Новый ГМО на нашем столе. В России официально разрешено есть больше химикатов
Пока жители России находились в отпусках, Роспотребнадзор готовил им трансгенный сюрприз. Для реализации населению зарегистрирована новая линия генетически модифицированной сои, устойчивой к средству от сорняков Дикамба. Информация об этом появилась в открытом доступе уже осенью
Как выяснилось, ещё в июле Роспотребнадзор выдал свидетельство о регистрации на ГМ-сою линии MON87708, устойчивую к гербициду Дикамба от компании «Монсанто», которая в 2018 году стала частью концерна «Байер». Это линия ГМ-сои, имеющая встроенную генную конструкцию из бактерии Stenotrophomonas maltophilia, благодаря которой растение не погибает при обработке средствами от сорняков.
Положительное заключение на трансгенную сою выдал ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (№410/Э-748/п-18 от 08.11.2018 г.). Специалисты по безопасному питанию разрешили использовать трансгенную сою в пищевой промышленности и реализовывать населению в виде и составе различных продуктов.
Во что обходится избавление от сорняков: Повторит ли глифосат судьбу ДДТ
Это первая ГМ-соя, выпущенная на мировой и российский рынок, имеющая устойчивость к «новому» гербициду. Дикамба для борьбы с сорняками применялась в сельском хозяйстве ещё с середины прошлого века. Однако самым популярным гербицидом к концу прошлого века стал глифосат (торговая марка — Раундап, Тайфун и другие). Он же продавался и продаётся во всём мире как пакетное предложение с семенами трансгенных культур, которые имеют устойчивость к средству. Таких ГМ-растений порядка 70 процентов от мирового объёма трансгенных культур.
А вот Дикамбу невозможно распылять на обычные культурные растения, так как они погибают. Но и с глифосатом не всё гладко: помимо того, что он оказался более опасным для окружающей среды и здоровья, чем ранее предполагалось, он спровоцировал проблему суперсорняков из-за частого использования этого вещества на трансгенных растениях и на обычных полях. По этому поводу в США несколько лет назад даже созывали специальное заседание профильного комитета Конгресса.
Фото: FrankHoermann/SVEN SIMON/Globallookpress
Тут бы специалистам и задуматься над альтернативами массового использования гербицидов, но вместо этого по заказу компаний-производителей химикатов были созданы новые ГМ-растения, устойчивые уже к Дикамбе, в первую очередь соя.
Не только калории. Учёные обнаружили ещё три заболевания, в которых виноват фастфуд
По информации из базы данных Международной службы отслеживания применения биотехнологий ISAAA, несмотря на заверения производителей о пользе современных ГМО для потребителей и поиске с их стороны путей «усовершенствования» растений, в реальности происходит наращивание объёма культур, модифицированных для беспрепятственного использования на них химических средств защиты. Что не может не беспокоить потребителей и экологов, ведь гербициды и другие химикаты не полезны для организма человека и окружающей среды. А с учётом роста объёма их использования общее количество проникающих в организмы людей и животных химикатов тоже увеличивается.
Среди ГМ-культур, обильно удобренных химикатами, лидируют соя и кукуруза. Больше всего всех видов ГМ-сои в США — около 90 процентов от общего объёма национального производства. По данным Департамента сельского хозяйства США, 77 процентов всей сои, выращиваемой в мире, также является трансгенной. «Если вы прицельно не приобретаете небиоинженерные семена, премиальная надбавка на которые составляет один доллар на один бушель, то вам следует понимать, что ваши соевые бобы, скорее всего, трансгенные», — указано на сайте департамента. Это уточнение, по всей видимости, касается и импортёров продовольственного сырья в Россию. Проще легализовать новую линию трансгенной сои, чем обнаружить в очередном грузе неразрешённые компоненты.
Похожая ситуация сложилась и на рынке кукурузы, где натурального продукта остаётся с каждым годом всё меньше.
Фото: Ralph Kerpa/Globallookpress
Какие ГМО мы едим?
В России трансгенные растения не выращиваются, так как действует законодательный запрет от 2016 года. Торговать ими тоже запрещено. Соя с примесью Дикамбы может попасть на стол нашего потребителя только из США, Канады, Коста-Рики или Уругвая. При этом в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности зерна» нет указаний по максимально допустимому уровню Дикамбы в зерне сои.
Рак из-за средства от сорняков: Почему фермеры судятся с Bayer
Россия продолжает регулярно закупать соевые продукты из-за рубежа. По подсчётам Зарубежной сельскохозяйственной службы Департамента сельского хозяйства США, в сезоне-2018/2019 Россия ввезла из-за рубежа 2,4 млн т соевых бобов. По объёму закупок сои Россия входит в топ-10 мировых импортёров.
Легально попадают на стол к потребителю нашей страны не только трансгенная соя, но и генетически модифицированные кукуруза и рис. По данным Альянса СНГ «За биобезопасность», сейчас в стране разрешены к реализации населению 23 линии трансгенных сельскохозяйственных культур от компаний «Монсанто» (теперь «Байер»), «Сингента», BASF, «Байер Кропсайенс» и «Пионер Хай-Брэд». Сырьё из них используется в мясных продуктах, хлебе, консервах, кондитерской промышленности и не только. Генетически модифицированные соя и кукуруза этих же производителей поставляются в Россию в составе кормов для сельскохозяйственных животных. Зарегистрировано около 300 брендов ГМ-кормов, и сегодня, например, телята могут получать не привычное коровье молоко, а его соевый заменитель.
Фото: Florian Kopp/Globallookpress
Экологи обеспокоены тем, что в России, в отличие от ЕС и даже США, в открытом доступе нет постоянно обновляемого единого реестра трансгенных культур, допущенных к использованию в пищу человеку. Кроме того, в России не принято открыто обсуждать вопросы регистрации новых трансгенов. У общественности и независимых специалистов нет возможности предварительно ознакомиться с документами исследований, направить в уполномоченные органы свои критические комментарии и замечания.
В странах Европейского союза и США вокруг вопроса допуска к использованию каждой новой трансгенной культуры идут ожесточённые споры, а в некоторых случаях — судебные дела. В России всего этого не происходит, а значит, мы не представляем, что попадает к нам на стол в составе привычных продуктов.