Третья мировая война, предотвращенная в ресторане
В октябре 1962 года в результате Карибского кризиса мир, как никогда, был близок к катастрофе — Третьей мировой и ядерной войне, которую смогли предотвратить несколько русских и американцев. Все началось с обеда в вашингтонском ресторане
В этот день ровно 56 лет назад в ходе Карибского кризиса, связанного с размещением на Кубе советских ракет средней дальности в ответ на аналогичные действия США в Турции, Москва заявила протест Вашингтону по причине военно-морской блокады до сих пор непокорного американцам карибского острова. Согласно международному праву, блокада, в отличие от не нарушавшего никакие соглашения размещения ракет, является актом войны. А она в данном случае была практически запрограммирована. Поскольку шедшие на Кубу советские суда везли туда ядерные ракеты и бомбы, советских военнослужащих. В случае их перехвата американскими ВМС или ударов с воздуха из-за отказа остановиться уничтожения десятков миллионов людей во многих странах уже нельзя было бы избежать.
Это могло случиться и в случае «превентивных» ударов США по советским пусковым установкам на Кубе. И при попытке высадить на острове американский десант: для его полного уничтожения там уже имелось советское тактическое ядерное оружие. Потому что основная часть советского военного контингента численностью в 50 тысяч человек с атомным оружием в виде баллистических ракет средней дальности, авиабомбами, тактическими и фронтовыми крылатыми ракетами уже благополучно добралась до Кубы и стояла на боевом дежурстве.
Третья мировая война? Теперь это лишнее
Операция «Анадырь»
Американцы спохватились лишь на завершающей фазе дерзкой суперсекретной операции советского Генштаба «Анадырь». Ее специально назвали так, чтобы ввести в заблуждение американцев, что таинственные грузы в трюмах советских кораблей предназначаются для Чукотки. Однако тулупы, валенки и шапки-ушанки, которые специально демонстрировали всем желающим в портах, конечно, не поехали в тропический рай, оказавшийся ахиллесовой пятой США. Куда следуют суда, их пассажиры и даже капитаны узнавали после отплытия. Для перевозки Группы советских войск на Кубу с баллистическим оружием и всем остальным было выделено 85 судов.
Это была одна из выдающихся и блестяще осуществленных логистических операций в истории. Первая партия баллистических ракет прибыла в Гавану втайне от американцев 8 сентября, вторая — 16 сентября. К 15 октября, когда американцы, изучив фотографии самолета-шпиона, стали осознавать, что происходит, на Кубу доставили все 40 ракет и большую часть оборудования.
Подвиг, беспримерный в истории: 85 советских судов успешно переправили на Кубу под носом американцев целую Группу войск с баллистическим оружием. Фото: www.globallookpress.com
Зачем все это было нужно?
Операция «Анадырь» была разработана и осуществлена Москвой не от хорошей жизни. В те годы США имели многократное превосходство над СССР по стратегическим ядерным вооружениям, более мощные бомбардировочную авиацию и флот. Это массированное преимущество было не только количественным, но и качественным. Американские базы с нацеленным на СССР смертоносным вооружением находились по всему периметру советских границ, в прилегающей акватории постоянно дежурили американские подлодки с ядерным оружием на борту.
Чашу терпения советского руководства, знавшего, что американцы понимают и уважают только силу, переполнило размещение Вашингтоном нацеленных на СССР ракет среднего радиуса действия в Западной и Южной Европе и особенно в Турции. Оттуда до целей на территории СССР их отделяло 10-15 минут подлетного времени, что резко повышало искушение США использовать их для обезоруживающего ядерного удара по стационарным советским пусковым установкам и системам ПВО, а также основным промышленным районам страны, включая Москву.
А кризисы следовали один за другим, даже после вполне дружественного визита советского лидера Никиты Хрущева в США в сентябре 1959 года. В 1960 году США попытались свергнуть режим Фиделя Кастро на Кубе, а над СССР был сбит американский самолет-шпион U-2, разведывавший цели для ядерных ударов.
В 1961 году возник очередной Берлинский кризис: советские и американские танки встали с наведенными друг на друга пушками на КПП «Чарли», на границе между Западным и Восточным Берлином. Попытки урегулировать в том же году проблемы в двусторонних отношениях на советско-американском саммите в Вене провалились.
Как 60 лет назад СССР удержал Турцию от нападения на Сирию
Американцы в стиле анаконды душили СССР, готовясь к решающему удару. Они знали, что для их собственной территории серьезной угрозы со стороны СССР пока нет. В этой критической ситуации от Москвы требовалось придумать нечто неординарное, резко повышающее для США риск начать ядерную войну. Так появилась и начала осуществляться операция «Анадырь». Кубинское руководство согласилось с размещением на острове нацеленных на США ракет средней и промежуточной дальности с ядерной начинкой. Они не обеспечивали в должной мере паритета с США в ядерной сфере, но должны были заставить их трижды подумать, прежде чем начинать войну. Появившиеся на Кубе советские ракеты Р-14 с дальностью стрельбы до четырех тысяч километров и подлетным временем менее 20 минут могли держать под прицелом Вашингтон и половину баз стратегических ВВС США.
Для ракет среднего радиуса действия Р-12 с радиусом около двух тысяч километров тоже было достаточно целей.
С установкой советских ракетных систем на Кубе количество советских ядерных ракет, способных достичь территории США, увеличивалось вдвое, и их было очень трудно сбить. Ракетчикам помогали, помимо вооруженных сил Кубы, советские подразделения: один вертолетный полк, четыре мотострелковых полка, два танковых батальона с новейшими Т-55, эскадрилья МиГ-21 и 42 легких бомбардировщика Ил-28. Группировка ВМФ СССР включала два крейсера, четыре эсминца, 12 ракетных катеров, одиннадцать подлодок, в том числе семь АПЛ. Командовал Группой советских войск на Кубе генерал Исса Плиев.
Паника в Вашингтоне
Осознание того, что Москва обрела относительный ядерный паритет с США, вызвало шок в Вашингтоне. 16 октября в Белом доме был создан «Исполнительный комитет» (EXCOMM) из членов Совета национальной безопасности и ряда экспертов, которые вскоре представили президенту Джону Кеннеди три возможных варианта разрешения ситуации: «точечные удары» по советским ракетам, полномасштабную военную операцию против Кубы, военно-морскую блокаду острова. После дальнейших обсуждений три варианта свели к двум: либо блокада, способная привести к войне, либо полномасштабное вторжение на Кубу, еще больше повышавшее риск ядерного конфликта. В тот момент американцы еще не знали, что их флот вторжения может быть уничтожен уже имеющимся на Кубе советским ядерным оружием. Хотя в целом у США в тот момент было многократное ядерное превосходство над СССР, который смог сравняться с американцами в этой сфере лишь через 15-20 лет.
Президент США Джон Кеннеди не решился на ядерную войну с СССР и пошел на уступки, которых добивалась Москва. Фото: www.globallookpress.com
Любопытно, что конгресс США — обе его палаты — требовал интервенции на Кубу. И если бы у страны в тот момент был другой президент, возможно, так бы и случилось, со всеми вытекающими отсюда неизбежными и чудовищными последствиями. Кеннеди поддержал министр обороны Роберт Макнамара. Он не сомневался, что советский контингент на Кубе и кубинская армия будут обречены, если США навалятся на них всей своей мощью, но у СССР будет возможность отыграться на американцах в другом месте, например, в Западной Европе.
Поэтому в Вашингтоне решили прибегнуть к военно-морской блокаде, которая, повторим, согласно международному праву, в те годы еще не вышедшему из моды, тоже означала фактически войну. Это решение было принято 20 октября. «Карантин» вводился с 24 октября и теоретически означал не полное прекращение морского сообщения, а недопущение дальнейших поставок на Кубу советских вооружений. На практике же это была именно военно-морская блокада, потому что ракеты, военное оборудование и личный состав советских подразделений доставлялись на Кубу на гражданских судах, которые не допустили бы их досмотра. Советское командование приказало экипажам следующих на Кубу кораблей не выполнять «незаконные требования» американцев в открытом море. И те знали об этом приказе.
Уроки для России: почему погиб СССР и почему он продержался так долго?
Однако у некоторых янки чесались руки. Однажды американский флот окружил, напал и попытался уничтожить советскую подлодку Б-59. В тот момент мир от войны отделял только пуск для самообороны атомной торпеды, разрешение на что у ее командира имелось. Когда много лет спустя, в октябре 2002 года, бывшие американские военные деятели Роберт Макнамара и Артур Шлезингер встречались на Кубе с Фиделем Кастро на юбилейном мероприятии, посвященном Карибскому кризису, они признали, что только выдержка советского морского офицера Василия Архипова спасла тогда мир от полномасштабного самоубийственного конфликта. Имелся в виду ответ будущего вице-адмирала на атаку его подлодки: «Прекратите провокацию», после чего американцы завершили агрессивные действия. Неудивительно, что на этом мероприятии один из американских участников честно признал: «Парень по фамилии Архипов спас мир».
Драматическая переписка между Кеннеди и Хрущевым
Кеннеди направил Хрущеву 24 октября телеграмму с призывом «проявить благоразумие» и «соблюдать условия блокады». Хрущев в ответ отослал Кеннеди гневное послание с требованием прекратить ставить «ультимативные условия». Советский лидер назвал американскую блокаду Кубы «актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны». Заверив Кеннеди, что советские суда не подчинятся американским требованиям, Хрущев предупредил:
Если США не прекратят своих пиратских действий, правительство СССР примет любые меры для обеспечения безопасности судов.
На фоне шума, возбуждения и драматических сцен в ООН обе страны привели свои вооруженные силы в боевую готовность. Запахло жареным. В России это ощущалось не слишком сильно: угрозой смерти русских не испугать. Зато многие американцы прощались с жизнью, запасались продуктами и спешно готовили убежища, чтобы попытаться избежать ядерной смерти.
В этот момент в Москву пришло второе послание от Кеннеди. Американский президент обвинил Кремль в том, что «советская сторона нарушила свои обещания в отношении Кубы и ввела его в заблуждение». Хрущев в ответ предложил Кеннеди компромиссный выход из кризиса: хорошо, мы демонтируем ракеты, а вы публично пообещаете не трогать Кубу и выведите свои ракеты средней дальности из Турции. Последнее требование прозвучало в выступлении Хрущева по радио 27 октября.
В результате Карибского кризиса советский лидер Никита Хрущев добился всех своих главных целей. Фото: www.globallookpress.com
Любопытно, что свой ответ Кеннеди Хрущев написал сам, даже не показав его членам Политбюро:
Мы с вами не должны тянуть за концы каната, на котором вы завязали узел войны, потому что чем крепче мы оба будем тянуть, тем сильнее стянется узел, и придет время, когда узел будет так туго стянут, что даже тот, кто завязал его, не в силах будет развязать, и придется разрубить.
В заключение советский лидер предложил американскому президенту «не только перестать тянуть за концы каната, но принять меры к тому, чтобы узел развязать», подчеркнув, что в Москве к этому готовы.
И Хрущев не лукавил: размещение американских ракет средней дальности в Турции и вызвало, собственно, операцию «Анадырь». Если их там не станет, то советские ракеты с Кубы можно убрать, если Вашингтон пообещает за себя и своих вассалов оставить кубинцев в покое.
Все эти кризисные дни СССР, зная, что американцы уважают только силу, безостановочно проводил на Новой Земле испытания ядерного оружия. 27 октября, например, там была взорвана мощнейшая термоядерная бомба. Именно этот день — «черную субботу» — принято считать апогеем кризиса. «Черной» она стала потому, что в этот день над Кубой был сбит советской ракетой американский самолет-шпион U-2. Его пилот, майор Рудольф Андерсон, погиб.
Между тем уже накануне был запущен процесс, который привел через несколько дней к долгожданному перелому в Карибском кризисе.
Почему СССР проиграл холодную войну, а Россия выиграет
Ресторан Occidental: так вершится история
26 октября в 13:00 по вашингтонскому времени (21:00 мск) журналист телекомпании ABC News Джон Скали, доверенное лицо клана Кеннеди, сообщил в Белый дом о своей встрече в вашингтонском ресторане Occidental с советником советского посольства Александром Фоминым (он же резидент КГБ Александр Феклистов), который предложил Скали пообщаться с «высокопоставленными друзьями в Госдепартаменте» на предмет дипломатического завершения кризиса.
Фомин-Феклистов предупредил, что если американцы вторгнутся на Кубу, на чем настаивали их военные круги, то СССР больно ответит на это США в другом районе мира. Через несколько часов, получив добро в Белом доме, Скали снова встречался с советским разведчиком под прикрытием. В результате предложения Хрущева были приняты с одним нюансом: в ответ на демонтаж советских ракет на Кубе американцы должны были публично дать гарантии невторжения на остров, снять морскую блокаду, а через некоторое время убрать свои ракеты средней дальности из Турции, прямо не связывая этот шаг со сделкой с СССР по Кубе.
Эту принципиальную договоренность пытались безуспешно сорвать, с одной стороны, американские военные, требовавшие вторжения «пока еще не поздно», а с другой — впавший в раж кубинский лидер Фидель Кастро, решивший умереть вместе с соотечественниками и половиной населения США.
После ресторанной беседы контакты между Москвой и Вашингтоном поднялись на более высокий уровень: они поддерживались между советским послом Анатолием Добрыниным и братом американского президента Робертом Кеннеди, занимавшим в его администрации пост министра юстиции и Генпрокурора. Младший Кеннеди подтвердил Добрынину, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы, и что если после этого «единственным препятствием» для урегулирования кризиса остаются американские ракеты в Турции, «то президент не видит непреодолимых трудностей в решении данного вопроса». Так потом и произошло. Несмотря на протесты турок и американских натовских союзников, озабоченных «потерей престижа» НАТО, Вашингтон объявил эти современные ракеты «морально устаревшими» и убрал из Турции. Они уехали домой через три месяца, демонтаж советских ракет на Кубе занял три недели. После того, как они покинули кубинскую территорию, США сняли морскую блокаду острова. Свое обещание не вторгаться на Кубу американцы не нарушили до сих пор.
Командира советской подлодки Б-59 Василия Архипова в США считают «парнем, который спас мир». Фото: www.globallookpress.com
Кто выиграл?
Современники и историки давно спорят, кто оказался победителем в Карибском кризисе. Совершенно очевидно, что, несмотря на трудный и драматический компромисс, благодаря которому он не привел к ядерной войне, чудовищному ущербу для СССР, США и Европы, где находились нацеленные на восток американские ракеты и базировались стратегические бомбардировщики, имелись значительные запасы ядерного оружия США, победителем оказался СССР. Потому что цель, ради которой на Кубу отправились советские ракеты — заставить США вывести свое ракетное оружие из Турции, — была достигнута. Как и еще одна очень важная цель — американцы публично обязались не нападать на Кубу.
Несмотря на риск, Москва переиграла США, президент которых уже в следующем году — в том числе, безусловно, и по этой причине — был устранен американским истеблишментом. Победителей не судят, судят лишь проигравших. Кстати, через несколько лет после Джона был убит и его брат Роберт Кеннеди, сыгравший большую практическую роль в том, чтобы Карибский кризис не стал последним в земной истории.
Положительной оценки заслуживает и Хрущев, который, напугав американцев, вовремя остановился и получил без войны что хотел. Если мы вспомним заодно о Джоне Скали, Александре Феклистове, Анатолии Добрынине, Василии Архипове и Роберте Макнамаре, то упомянем основных персонажей, благодаря которым удалось тогда спасти мир.